Рассказываем, когда нужно менять техпаспорт на квартиру или дом и как это сделать.

Что такое техпаспорт и для чего он нужен

У каждого собственника должен быть техпаспорт на квартиру или дом.

В нём указаны характеристики жилья, а именно:
— адрес;
— материал строения: панель, монолит и т. д.;
— площадь с разделением на общую, жилую, нежилую;
— количество комнат, их назначение: кухня, спальня, зал и т. д.;
— вспомогательные помещения: коридор, санузлы, ванные и т. д.;
— этажность и общее количество этажей при наличии;
— наличие хозпостроек в случае с частным домом.

Также в техпаспорте есть план — чертёж квартиры или дома.

Техпаспорт — второй по важности документ при сделке с жильём. Его обязательно нужно просмотреть наравне с правоустанавливающим документом — договором купли-продажи или иным.
Параметры в техпаспорте должны соответствовать фактическому состоянию жилья: количество комнат, планировка и др. 

Какие документы нужны для продажи и покупки квартиры

Что изменилось

С 1 июля 2023 года технические паспорта на квартиры, дома, гаражи, а также госакты на участки называются по-новому — кадастровые паспорта. Их обязательно оформляют на новую недвижимость, на вторичную — по желанию владельца или при изменении характеристик жилья.

Когда обязательно менять техпаспорт

При смене собственника или адреса техпаспорт менять не нужно! 

Замена обязательна, когда:

  • меняются характеристики жилья, то есть в квартире или доме проводят перепланировку, переоборудование, что-то убирают, добавляют — Как сделать перепланировку законно;
  • умер один из собственников, тогда наследники должны обновить документ;
  • этого требует банк. Часто при продаже в ипотеку банки требуют обновить техпаспорт, особенно если ему больше пяти лет;
  • в общую площадь квартиры не включены балконы, лоджии, террасы — новшество появилось в 2007 году. Техпаспорт нужно актуализировать, потому что при сделке могут отказать в регистрации прав.

Подробнее о площади жилья — Новый кадастровый паспорт: повлияет ли площадь балконов на плату за отопление

Как поменять техпаспорт

Заказать документ можно двумя способами:
1) через ЦОН;
2) на eGov.kz, в разделе «Недвижимость»: онлайн-услуга «Выдача техпаспорта недвижимости».

Понадобятся документы:

Для ЦОНа:
— удостоверение личности или доверенность от собственника;
— договор купли-продажи или другой в качестве правоустанавливающего документа;
— подтверждение оплаты за вызов техника и изготовление кадастрового паспорта.

Для eGov:
— электронная цифровая подпись (ЭЦП);
— мобильный телефон с действующим номером;
— оплата услуги через платёжный шлюз электронного правительства.

Услуга и оплата за неё двухэтапные:
1. При заказе документа сначала оформляется вызов техника. Стоимость услуги порядка 3 тыс. тенге. Специалист приезжает, проверяет фактическое состояние жилья и запускает процесс изготовления.
2. При готовности паспорта владельцу приходит SMS. Чтобы его получить, нужно внести вторую часть платы — она у всех разная, зависит от площади и характеристик жилья.

Документ выдаётся в бумажном/электронном варианте. Срок оказания услуги: 3 рабочих дня — для квартир, комнат в общежитии, 5 рабочих дней — для частных домов, дач, гаражей.